Тест Кейрси
В 1950 году Катрин Бриггс и Изабель Майерс разработали опросник для определения 16 различных психологических типов, которые в последствие стали классическими. Сегодня стандартом считаеся методика Кейрси (John Keirsey). Его опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет с высокой степенью точности определить один из четырех типов темперамента (SP - Дионисий, SJ - Эпитемей, NF - Аполлон и NT - Прометей), а также один из 16 психологических портретов (ESFP - Тамада, ISFP - Художник, ESTP - Антрепренер, ISTP - Мастер, ESFJ - Торговец, ISFJ - Хранитель традиций, ESТJ - Администратор, ISTJ - Опекун, ENFJ - Педагог, INFJ - Предсказатель, ENFP - Журналист, INFP - Романтик, ENTJ - Фельдмаршал, INTJ - Исследователь, ENTP - Изобретатель, INTP - Архитектор).
Помимо названия вашего психологического портрета вы получите показатели яркости и сигмы. Яркость - это степень выраженности каждой составляющей вашего психологического портрета. Вы наверняка обратили внимание на то, что психологический портрет задается четырьмя буквами. Им соответствуют четыре пары качеств:
Экстраверты (Е) и интроверты (I)
Доверяющие опыту (S) и доверяющие интуиции (N)
Логичные люди (Т) и люди, "думающие сердцем" (F)
Перспективно планирующие (J) и импульсивные (Р)
Показатель яркости говорит о выраженности того или иного качества в каждой паре. Значение яркости от 1 до 3 свидетельствует о низком уровне проявления данного качества. Яркость 4-8 - средний уровень. Яркость 9-10 - очень высокая степень проявления качества. На практике вы убедитесь, что чем выше яркость качеств вашего психологического типа, тем точнее будет описание вашего типа.
Сумма яркостей четырех пар качеств называется сигмой, которая изменяется от 0 до 40. Принято считать, что люди с сигмой от 0 до 19 обладают слабо выраженным психологическим типом. Сигма от 20 до 40 свидетельствует о высоком уровне соответствия своему психологическому портрету.
Ваш тип: ESFJВаша яркость:
E(b)=2
S(b)=1
F(b)=9
J(b)=3
Ваша сигма: 15
Тип: SJ (Epimetheus)
Портрет: ESFJ (Торговец)
Люди этого типа обладают высоко развитым чувством ответственности; они склонны поддерживать иерархические отношения в системе, где им приходится работать. Им хорошо понятны механизмы взаимоотношений "начальник - подчиненный", причем они могут одинаково успешно действовать в обеих ролях. Идеалом для SJ-представителей является устойчивая патриархальная структура, в которой большое значение имеет сохранение традиций и обычаев, поддерживающих связь времени поколений. SJ обычно (за исключением крайне выраженных интровертов) без труда решают бытовые проблемы и в житейских ситуациях могут дать 100 очков вперед представителям других типов.
Эпиметеи могут быть представлены четырьмя вариантами психологических портретов: ESTJ, ISTJ, ESFJ и ISFJ. описание которых содержится в главе 4 данной книги. Чувство долга является тем основным качеством, которое объединяет всех SJ и отличает их от представителей других типов. SJ в своем желании быть нужными и полезными людям как будто созданы для нужд социальных структур, членами которых они являются.
Один из греческих мифов гласит, что Прометей посоветовал своему младшему брату Эпиметею не принимать никаких даров от их отца - Зевса. Сам Прометей нашел в себе силы отказаться от красавицы, предложенной отцом ему в жены, украл у богов огонь, отнес его людям, заслужив их признательность, и был сурово наказан отцом. По достоинству оценив наказание, "благоразумный" Эпиметей предпочел избежать его. Он женился на красавице Пандоре и приобрел приданое в виде золотого сундука, подаренного Зевсом (сундук открывать Пандоре было запрещено). Однако любопытство превозмогло, и Пандора открыла сундук. Последствия подобной "самостоятельности" оказались более чем неприятными: из сундука на Землю хлынули все беды человечества (старость, болезни, тяжелый труд и многое-многое другое, припасенное Зевсом для самозваных обладателей огня). И единственной полезной вещью в сундуке, доставшейся Эпиметею, оказалось сознание собственного долга, некая стоическая мудрость чувства ответственности.
Видимо, с тех пор людям типа Эпиметей присуще стремление выполнять долг, отдавать, не получая, и заботиться, не ожидая заботы о себе. Есть в SJ что-то "родительское" иногда, еще будучи школьниками, SJ поднимаются со ступени братских отношений до сознания собственной ответственности за благополучие окружающих. Для них важно служить кому-нибудь, быть для кого-то полезными. Заметьте, что SP должны и желают быть свободными и независимыми, в то время как SJ должны чувствовать себя обязанными кому-то и нужными. Подобное взаимовыгодное соотношение можно с успехом использовать. Действительно, особенности характера SJ становятся значительно отчетливее в сравнении с SP. Для SJ важна стоическая. "рабочая" этика, а для SP - эпикурейская, "игровая". Следует подчеркнуть, что и то и другое - этика: оба варианта равноправны и обладают собственной ценностью. Несколько забегая вперед, отметим, что много хорошего можно сказать и об этических конструкциях NF и NT. Далее. Если SP поддерживают братские взаимоотношения, основываясь на идеях равенства, то SJ с их "родительским" чувством ответственности свойственно стремление к иерархическим структурам. Для SJ иерархия составляет фундамент общественного здания. Должны быть четкие правила, нормирующие взаимоотношения не только в городе, в школе, в организации или в церкви, но и в семье. Каждый должен играть соответствующую ему роль; нужны начальники и подчиненные. SP же подобного мнения не придерживаются. По их мнению, все люди равны, вне зависимости от того, к каким социальным группировкам они принадлежат. Иерархическая лестница - вещь довольно забавная, но вовсе не стоящая того, чтобы ломать о ней голову. А как же правила игры?
Да ведь это же просто замаскированные подпорки, удерживающие людей на ступенях иерархической лестницы, куда забросил их Господин Случай. Так считают SP.
"Будь готов!" - девиз не только почившей в базе славной пионерской организации, подобный призыв находит отклик в сердцах миллионов SJ по всему свету. Эпиметей прилагают массу усилий, чтобы быть постоянно готовыми к грядущим событиям любого рода. Неверно представлять, что SJ живут в постоянном напряженном ожидании катастрофы, скорее им свойственно чувство реальности и способность объективно прогнозировать последствия многих событий. Однако некоторой напряженности и пессимистичности в оценках ситуации у SJ не отнять, что, по нашему мнению, может отражаться на состоянии их здоровья. Но об этом несколько позднее.
Стремление быть полезными и принадлежать кому-то или чему-то для выражается в их постоянной и организованной общественной деятельности. Узнать SJ-человека совсем несложно по его социальным интересам. Значительно чаще, чем представители других типов, SJ являются основателями, членами или сторонниками разнообразных общественных организаций, будь-то клуб, ассоциация, церковная община или политическая структура. Для SJ социальная иерархия - вещь, ценная сама по себе, равно как для SP самостоятельной ценностью обладает действие.
С возрастом для SJ все большее значение приобретают традиции. Если традиций нет, SJ создаст их и будет бережно поддерживать. Если же традиции есть, то никто не знает их лучше, чем пунктуальный SJ. Нетрудно заметить, что на традиционных праздниках веселятся обычно представители других типов. Однако это не возбуждает неприязни в сердцах SJ. Им не нужна благодарность за их организаторские старания. Для SJ поддержание традиции само по себе является достаточной наградой за труды.
SJ не позволяют себе даже мысли о том, чтобы кто-то о них заботился, ведь это их обязанность - отдавать, служить и заботиться. Для SJ желания получать, иметь носят окраску некоторой "незаконности".
Эпиметей желает быть постоянно нужным кому-то и не хочет ничего иного. Если SJ не может заботиться, он чувствует себя бесполезным.
Выбор профессии SJ не представляет собой загадки. Общественные и государственные организации зовут его к себе, и он не может пройти мимо них. Преподавание в школе, бухгалтерский учет, банковский труд, работа в области медицины, в службе безопасности, менеджмент, торговля - вот примерные области, где SJ чаще всего находят себе применение. Заметьте, что общей чертой всех вышеперечисленных профессий является направленность на сбережение чего-либо. SJ - консерватор, и это его свойство не зависит от обстоятельств. Он "бережет" что угодно тем или иным образом, в то время как его антипод SP тратит в любых условиях что угодно, SJ - основатель и краеугольный камень общественного здания, и пока он на месте, все остальные могут спокойно жить и развлекаться.
Стремление сохранить что-либо может найти свое выражение в желании занять официальный пост. И официальное лицо - SJ будет укреплять свой авторитет (где бы ни пришлось) бережливостью, стремлением сохранить для потомства и передать по наследству все, что только возможно.
Понимая неизбежность перемен в любой из сфер жизни, SJ сурово оценивают поток новшеств, смывающий столь милые их сердцу традиции и правила, уничтожающий бесценное наследие. Лучше, чтобы все менялось путем неспешной эволюции, а не путем революционных перемен. Истинный хранитель наследия SJ - враг всех революций.
Титулы и звания много значат для SJ. Особенно важным становится обладание чем-либо, признанное и оцененное окружающими. Официальный статус, основанный на обладании материальными средствами, для SJ значит гораздо больше, чем абстрактные законы и принципы (ценности NT - типа) или яркая эмоциональность и поиски смысла жизни (главное для NF - людей). Действительно, чтобы лучше понять характер, необходимо обратить внимание на "родительский, практический" подход SJ к решению проблемы "иметь - отдавать - получать". Обладание не только дает SJ ориентир для оценки собственной позиции на социальной лестнице, но также поддерживает чувство ответственности перед людьми, способствовавшими приобретению общественного положения SJ - представителем.
SJ - летописцы общества, они не только пишут историю, но и преподают обществу уроки истории. Одним из наиболее поучительных уроков истории является закон о взаимоотношении свободы и равенства. С ростом свободы равенство уменьшается, и наоборот, стоит разрастись равенству, как оно ограничивает свободу. К сожалению, мало кто твердо верит в это, зато большинству людей история предоставила шанс оценить следствия данного закона "на собственной шкуре". Утописты, например, обещали одновременно свободы и равенства сполна, да еще и братство гарантировали в придачу. За "школьные" двойки утопистов по истории заплатили не только французские коммунары и декабристы, но и тысячи Корчагиных во всем мире. SJ свойственно инстинктивное знание этой истины, чем они успешно и пользуются, рассматривая иерархию (неравенство) как единственный путь к свободе. "Тень иерархии" можно заметить даже в отношении SJ к старшим, уважая седины которых SJ рассчитывают на подобное же отношение к себе на склоне лет.
Если истории отведена роль определять наши будущие действия, то для регулирования насущных процессов; относящихся к созданию устоев общества и их поддержанию, должны существовать четкие правила и законы. SJ так же упорно отстаивают правила, на которых зиждется общественное здание, как охраняют они иерархическую лестницу - путь SJ к свободе. Правда, у Эпиметеев могут быть разные представления о правилах, которыми должно руководствоваться общество, но какой бы ни была система правил для SJ, они отдают все свои силы на поддержание этих правил.
Нет предела той ответственности, которую SJ готовы возложить на свои плечи. Если есть еще хоть какая-то неоконченная работа, SJ просто обязан взять на себя ее завершение, даже если он и так перегружен. И другие частенько пользуются неспособностью отказаться от сверхурочной работы. "Светочка справится с этим - говорят они, не особенно задумываясь над тем, отчего же это Светочка в последнее время так устает, так озабочена и выглядит выжатой, как лимон. Им и в голову не приходит по заслугам оценить ее удивительное чувство долга. В связи с подобной недооценкой SJ могут впадать в глубокую депрессию. Например, такой выдающийся SJ, как А. Линкольн, так описал свое состояние: "Я - самое ничтожное существо на свете. Если бы все, что я чувствую сейчас, распределить на всех людей планеты, на Земле не осталось бы ни одного смеющегося лица. Не знаю, стану ли я когда-нибудь лучше. Похоже, что нет".
По иронии судьбы стремление SJ возложить на себя груз ответственности не всегда приносит им признание окружающих. Бывает, что люди, обязанные SJ, отворачиваются от них после того, как использовали все ресурсы SJ до конца. Окружающим и невдомек, что SJ заслуживают значительно большей благодарности за свои труды. Иногда в этом бывает повинна строгая и непреклонная мина SJ, скрывающая их доброе и не знающее слов отказа сердце. "Закат одного сердца" из цикла новелл С. Цвейга "Цепи" - отличная иллюстрация страданий взвалившего на себя непомерный груз ответственности SJ. Герой не нашел понимания в сердцах людей, ради благополучия которых капля за каплей было растрачено его собственное здоровье. Подобную же ситуацию рисует нам О. Бальзак в романе "Отец Горио". Важно подчеркнуть еще одну особенность Эпиметеев, определяющую многие проблемы в их жизни. Людям этого типа свойственна уверенность в том, что окружающие должны действовать по тем же законам, что и сами SJ. Не отдавая себе в этом отчета, SJ крайне зависимы от одобрения окружающих и всегда желают, чтобы их труд получил достойную оценку. Находя мощнейший источник созидательной энергии в собственном чувстве долга, SJ не хотят и слышать о том, что для других людей возможно существование иной системы ценностей. Принцип относительности рассматривается обстоятельными и ответственными SJ как нечто надуманное и неверное. "Никто никому ничего не должен" - выражение, не только не имеющее смысла для SJ, но даже в чем-то опасное. То, что люди должны опираться на одни и те же принципы, поскольку они вообще похожи друг на друга, - характерное иррациональное убеждение SJ, являющееся источником многих проблем.
Забота об окружающих (особенно о стариках и детях), как и внимание по отношению к руководителям и авторитетами - еще одно яркое свойство SJ. Принятые в обществе правила являются непреложным законом для SJ. воспитывающих потомство в духе обществе иной морали . И на работе SJ тоже хотели бы видеть, что все делается установленным способом.
Исходя из приверженности SJ социальным нормам и правилам, они часто находят свое призвание в бизнесе, в системе обслуживания, в медицине, в банковской или посреднической деятельности. Нетрудно заметить, что всем этим занятиям присуща общая черта - служение и наличие четких нормативных правил, определяющих характер профессиональной деятельности. Множество воспитателей, учителей начальных и средних школ, библиотекарей являются SJ. Школа представляет собой отлаженную организацию, обладающую четкой системой ценностей и сводом правил, передаваемых в неизменном виде детям. Поэтому роль школьного учителя - образец стиля жизни SJ.
"Ты заходишь в класс и чувствуешь всю силу, данную тебе системой. Ты говоришь детям, что им делать и как им это следует делать, что читать и как понимать прочитанное, что думать и как интерпретировать факты. Ты можешь дать им почувствовать себя виноватыми, потому что они не знакомы с чем-то или чего-то не прочли. Учителя играют в эту игру постоянно", - пишет Дэвид Кейрси.
SJ также тяготеют к профессиям, где требуется проявлять заботу о ком-либо, например, в больнице.
SJ - столпы социальной и экономической жизни. Они привыкли трудиться в полную силу за свое жалованье и не принимают иного подхода. Эпиметеи обычно стараются бороться с теми людьми или явлениями, которые не вписываются в систему социальных отношений, принятых в обществе. Нарушителю следует дать понять, что он не прав, чтобы он непременно исправился.
Сами SJ стараются делать все по распорядку, в нужное время и в нужном месте, отдавая дань ежедневному стремлению служить и принадлежать социальной группе. Вчерашние заслуги сегодня не актуальны. Каждый день SJ берет на себя новые обязательства, чтобы быть уверенным в своей нужности.
ESFJ (Торговец)
Краткая характеристика: открытый, практичный, житейская мудрость; компанейский, гостеприимный, общительный; интересы клиента превыше всего; ответственный.
ESFJ - наиболее общительные из всех типов, они черпают энергию во взаимоотношениях с людьми и склонны идеализировать всех и все, с чем имеют дело. Гармония - вот ключ к пониманию этого типа.
ESFJ замечательные воспитатели в широком смысле этого слова: в семье, в школе, в прочих социальных группах. Их, гостеприимство не знает границ, они готовы перейти на "ты" уже после первой встречи. В общественных собраниях они постоянно заботятся о том, чтобы все чувствовали себя комфортно и не оставались в стороне от обсуждаемых проблем. Социальные связи имеют важное значение для ESFJ, темой их разговора часто являются воспоминания с оттенком ностальгии.
Безразличие ранит ESFJ, нуждающихся в одобрении и благодарности со стороны окружающих, как за свои личные качества, так и за те услуги, которые ESFJ постоянно оказывают людям. Сознательные и обязательные натуры, ESFJ не выносят изоляции от людей.
Личностные качества ESFJ приводят их к выбору специальностей', связанных с торговлей, - в торговых операциях выигрыш всегда на стороне ESFJ. Главные роли в коммерческих организациях обычно играют представители этого типа. Интересен механизм действий ESFJ в данном случае: покупатель покупает не товар в магазине, он покупает что-то лично у ESFJ. Эти же качества обеспечивают успех ESFJ - учителей, администраторов, тренеров, вообще мастеров общения "один на один". ESFJ редко раздражают своих начальников, они уважают порядки и правила и следуют им неукоснительно.
ESFJ хорошо знают об ответственности, возлагаемой семьей на их плечи, обязательны в решении вопросов, касающихся семейного очага, и предпочитают, чтобы подобными качествами обладали остальные члены семьи. Общение с людьми, прием гостей приносят радость ESFJ. Они любят быстрое и безотлагательное воплощение принятых в семье решений, склонны к жизни по распорядку, знают цену времени. Выполнение повседневных операций не смущает ESFJ они разделяют традиционные взгляды на проблемы сохранения спокойной атмосферы в семье, уважают обеты, данные супругу, и вообще являются людьми, более других типов пекущимися о проблемах семьи.
Душа ESFJ всегда нараспашку, им свойственны непосредственные эмоциональные реакции, они нуждаются в любви, уважении, признании собственных достоинств и часто прилагают значительные усилия, чтобы убедить себя в том, что так и есть на самом деле. Иногда ESFJ впадают в меланхолию это случается тогда, когда они обвиняют себя в каких-либо неудачах на предприятии или в личных взаимоотношениях.
Обычно ESFJ уважают и чтят своих родителей, ребенок ESFJ - пример послушания и ответственности. Они склонны непосредственно выражать свои чувства по поводу происходящих событий. ESFJ мягкие, несколько сентиментальные люди. Они воспринимаю" различные праздники (дни рождения, свадьбы, годовщины) как действительно важные события и со вкусом отдаются возбуждающей атмосфере праздника. Но в то же время ESFJ могут являться источником некоторой натянутости в отношениях из-за своих предчувствий каких-то неприятностей и смутных проблем; даже их общительность не компенсирует подобные приступы пессимизма. ESFJ нуждаются в постоянном контроле ощущений грядущей неизбежной беды, им приходится энергично отгонять призраки катастроф и. несчастий, подстерегающих их на жизненном пути.
От нечего делать прошла ещё раз. Получилось:
Ваш тип: INFJВаша яркость:
I(b)=0
N(b)=7
F(b)=8
J(b)=1
Ваша сигма: 16
Тип: NF (Apollo)
Портрет: INFJ (Предсказатель)
Как известно из греческой мифологии, Аполлон служил посредником между людьми и обитателями Олимпа; ему были присущи одновременно все людские слабости и некий отблеск божественности. Смыслом жизни для NF - людей (ENFP, INFP, ENFJ, INFJ) является постоянный поиск смысла жизни (перечитайте эту фразу еще раз). NF-люди ищут потаенный смысл буквально во всех явлениях природы, духовность - вот свойство, присущее им в высшей степени. Часто духовность сочетается в NF - людях с религиозностью, но может проявиться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с простотой, которой не в состоянии достичь представители других типов темперамента. Поэтому среди практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов значительное большинство представляют собой Аполлоны.
Художественная литература, поэзия - -еще одна область, где доминирует NF-тип, вновь и вновь поднимающий извечные проблемы человеческого бытия: Добра и Зла, Истины и Лжи, Красоты и Безобразного, проблему смысла Человеческого Существования.
Карл Роджерс, выдающийся психолог и психотерапевт, писал: "Стать Личностью - это значит находиться в движении к сознательному и приемлемому существованию, причем смысл заключается в самом процессе движения, направленного от личин и ложных фасадов к истинному лицу. Не следует брать на себя больше, чем ты есть на самом деле, - за это придется платить постоянным чувством опасности и напряжения. Не стоит и представлять собой нечто меньшее, чем ты есть на самом деле, испытывая непреодолимое чувство вины или неполноценности. Нужно с величайшим вниманием и осторожностью прислушиваться к глубинному голосу, нашептывающему ту самую верную формулу твоей сущности, к которой следует постоянно стремиться". И пусть этот отрывок в лучшем случае воспринимается окружающими как нечто сложное, а в худшем - как бессмыслица, все же для NF подобные мысли соответствуют глубинному смыслу поиска самовыражения и Самости.
Цели SP, SJ и NT понятны представителям этих типов, хоть они могут и не разделять чужих приверженностей. Так, для NT стремление SP спонтанно действовать и быть свободным от всяческих обязательств абсолютно ясно. равно как и желание SJ быть нужным людям, принадлежать и служить им. возлагая на себя нелегкий груз ответственности. SP способны понимать потребность NT в достижении совершенства и компетентности или желание SJ быть в ответе за чье-либо благополучие. И не важно, что SP чаще всего не принимают цели, свойственные другим типам. В свою очередь, SJ восхищаются способностью NT беречь и укреплять науку и технологию; им импонирует открытость и дружелюбность, щедрость и широта натуры SP. "Но ни одному из типов не дано до конца понять цели SP, равно как и NF не способны по достоинству оценить направленность окружающих, - считает Д. Кейрси. Для NF актуальна единственная, достаточно загадочная, бросающая вызов собственному существованию цель: становление. Вечное круговое движение -удел NF, цель жизни которых может быть сформулирована как "всегда иметь в жизни цель". Сиддхарта, герой одноименного произведения Г. Гессе; Дон Хуан Матус и Дон Хенаро Флорес со своими учениками и предшественниками из девятитомной эпопеи Карлоса Кастанеды; Долгорукий, но не князь, а "подросток" Достоевского и многие другие герои художественных произведений относятся, как и их создатели, к типу темперамента Аполлон, цель которого по сути своей недостижима. Ведь можно стать самим собой лишь в непрерывном стремлении быть самим собой, и уловить, остановить тот миг, когда в потоке изменений собственной сути появится истинное лицо NF - задача, не имеющая, решения. Быть самим собою для NF значит быть только самим собою, имея исключительно свои, индивидуальные особенности. И в поисках своего истинного лица NF блуждает вслепую, выбирая себе в качестве проводников духовность. психоанализ, спиритизм, стремясь удовлетворить извечное желание быть самим собой, хотя дороги, по которым приходится бродить, темны и опасны.
Быть одинокой песчинкой в пустыне из миллиардов таких же песчинок равносильно тому, чтобы быть ничем. Затеряться в толпе, не иметь собственного мнения и собственного лица - значит быть никем. Чтобы достичь своеобразия, иметь свое лицо, NF затрачивают массу энергии, играя разнообразные общественные роли: работников, друзей, любовников, родителей, детей, руководителей или творцов идей. Неважно, как распоряжается NF своими силами и временем, главное - чтобы во всем этом был смысл. NF желает, чтобы его своеобразие было оценено по достоинству или, по крайней мере, окружающие признавали наличие у NF собственного лица. Только благодаря такой обратной связи NF узнает о том, что достиг успеха в своем стремлении к самовыражению.
Достичь целостности для NF - это значит общаться с окружающими на глубоком подлинном уровне, быть в гармоничных взаимоотношениях с собственным внутренним голосом. Фальшивить, проявлять двуличие или неискренность означает для NF утратить Самость, лишиться своего лица и жить жизнью, недостойной уважающего себя человека. Жить так, чтобы оставить след в обществе, внеся определенные перемены, - одна из задач, которые NF ставит перед собой. Нет сомнений, что NF воспринимают жизнь как драму, полную значимости и смысла. NF особенно тонко понимают язык жестов, им ясен подтекст сложных действий и поступков, не замечаемый представителями других типов. NF иногда стремятся расширить границы общения до такой степени, что это становится слишком трудным и неприемлемым для окружающих.
Отношения NF с людьми обычно строятся на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям. Этим отношениям присущ неподдельный энтузиазм - энергия, затрачиваемая NF на создание и поддержание идеальных взаимоотношений, не имеет границ. Когда NF сталкиваются с непониманием, это удивляет и огорчает их. Однако обычно усилия Аполлонов бывают результативными, и их щедро расточаемая энергия встречает понимание и оценивается окружающими по достоинству.
Хотя Аполлоны, насчитывают лишь около 10% от всего населения, их влияние на общественное мнение и образ мыслей современников бывает значительным, так как большинство писателей относится к этому типу. Трагедия - явно творение Аполлонов, и интересную картину взаимоотношений "дионисийского" и "аполлоновского" начал нарисовал Ф. Ницше в работе "Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм". В произведениях NF изображают людей в бесконечном поиске ответов на вопрос о смысле жизни. Примером служит Кролик из романа Д. Апдайка "Беги, Кролик, беги". Иногда это смущает SP, SJ и NT которые начинают думать, что, вроде бы, и им следует серьезнее интересоваться подобными проблемами. То, что 90 процентов людей не разделяют в полной мере озабоченности NF относительно решения вопросов о сокровенном смысле бытия, является вечной загадкой для Аполлонов. Творчество Т. Вулфа или А. Камю - талантливая иллюстрация подобного положения.
NF находят себя также в практической психологии, в психиатрии, в религии или в системе образования. Мастерство устной и письменной речи, не лишенной поэтической окраски, свойственно NF в большей степени, чем представителям других типов. NF успешны в роли посредников, в чьи задачи входит налаживание отношений между различными группами людей.
Несмотря на то что NF легко увлекаются на пути к решению волнующих их проблем, они быстро остывают, если новые цели теряют свой глубинный смысл и не способствуют достижению гармонии во взаимоотношениях всех людей на Земле. Так было, например, с движением хиппи, где NF - первоначальные духовные лидеры постепенно уступили место SP, сменившим духовность на атрибутику и активно-демонстративные действия.
Результатом успешных поисков NF может стать какое-нибудь духовное начинание. Например, Роберт Кирш так описал биографию основателя гештальт-терапии Фрица Перлза: "Он стал тем, кем был, очень поздно. В 32 года он еще жил со своей матерью. Когда ему было 53, он только заканчивал "тренировку". Лишь после шестидесяти, в скитаниях по Америке, экспериментируя с LSD, отказавшись от респектабельности ради непрерывного поиска, он обнаружил, что его жизнь пульсирует в одном ритме с дыханием Земли. Время для его идеи пришло. Молодые психологи Калифорнии поражались его дару психотерапевта, его удивительной способности читать людей как раскрытую книгу. Один среди звезд, он презирал соперников. При малейшем намеке на оценку или аттестацию он выходил из себя. Перлз испытал на себе психоанализ, биоэнергетическое и психоделическое воздействие, методы Рольфа и Александера - все те методы, которые дают надежду на спасение. Он не нашел спасения.
Возможно, спасения не было. Не было в жизни счастья. "Лепестки роз прекрасны, но нет роз без шипов."
Будучи гуру или просто рядовым школьным учителем NF находит привлекательной работу по передаче знаний и форм человеческих отношений. SJ- и NF-представители составляют большинство среди школьных учителей, a SP и NT встречаются в школе крайне редко. Гуманитарные или общественные науки - вот сфера деятельности NF в школе. Вообще работа, в результате которой люди становятся хоть немного добрее, теплее и ближе друг к другу, всегда привлекательна для NF. Они склонны видеть во всем задатки хорошего и не жалеют собственных сил для того, чтобы дать возможность развиться этим задаткам. Для того чтобы помочь человеку найти себя, NF способны на любые жертвы. Чего не может допустить NF, так это безжалостного отношения к кому бы то ни было.
Торговля и вообще любая коммерческая деятельность едва ли заинтересует NF, да и точные науки скорее всего останутся областью, где для NF нет места. Они предпочитают обращаться со словами и нуждаются в постоянном общении с людьми (прямом или непрямом). Одним из вариантов, благодаря которым NF утоляют свою потребность в общении, является артистическое мастерство. Если SP свойственно "действовать" на сцене, то NF находят дорогу к сердцам зрителей, опираясь на слово. Характерные роли созданы для NF. Там, где SP остается самим собой, лишь только переодетым в костюм своего героя, актеру NF свойственно внутреннее перевоплощение. Каждая новая роль становится второй натурой для NF, живущего уже не только своей жизнью, но и жизнью своего героя. "Степной волк" Г. Гессе или "Вальпургиева ночь" Г. Майринка, "Золотой горшок" Э.Т.А. Гофмана или "Остров пингвинов" А. Франса, "Манон Леска" Шодерло де Локло или "Замок" Ф. Кафки - книги, в которых проблема перевоплощения и самоидентификации раскрыта с разных сторон. Общей чертой этих произведений является их значимость для NF.
NF обладают поразительной способностью представлять из себя именно то, чего ждут от них окружающие. Аполлона забавляет такое положение, когда его знают как личность, не имеющую почти ничего общего с тем, что он собой представляет на самом деле. NF стремится быть тем, кто нужен в данную минуту конкретному человеку. NF-людей вообще несколько больше среди женщин, и ты, наш опытный читатель, наверняка встречал женщин, способных, как героиня П. Айше мисс Джиллан, "...мгновенно реагировать, подобно хамелеону меняя окраску, соответственно тому, кто на нее смотрит. Она могла по собственному желанию бледнеть, быть интеллектуальной, сексуальной, отчужденной. Она могла быть, кем бы то ни было в зависимости от желания смотрящего на нее мужчины. Она могла быть женщиной мечты для любого мужчины, при этом не теряя сознания целостности собственной индивидуальности. Это был процесс превращения, он осуществлялся не как механический фокус, а благодаря обостренной чувствительности; превращение происходило не в ней самой, а лишь в глазах того, для кого оно происходило".
Зачастую NF занимались решением проблемы поиска смысла жизни сообща, в группах гештальт-терапии и "первичного крика", трансцендентальной медитации и LSD-терапии, в группах встреч, нудистских марафонах и т. п. Но было нечто общее в стремлениях столь непохожих друг на друга и живущих в столь различных условиях людей. Этим "общим" являлось стремление к тому, чтобы жить раскрепощенное и с большим достоинством, придать своему существованию глубокий волнующий смысл, наконец-то найти пути к истинно человеческим, интимным и гармоничным взаимоотношениям. Во многих случаях людям удавалось достигнуть желаемого чувства единства и интимности, но лишь на время. Когда волнующий и обогащающий опыт общения в группе оборачивался со временем рутинной серостью повседневной жизни, группа прекращала свое существование.
Расщепленность на части, одна из которых "наблюдает" за процессом становления и поиска собственного лица другой частью, проблема постоянного сознания непрерывности и динамичности самосовершенствования - явления, свойственные NF-людям. Для NF типично находить "взрослые" проблемы в историях для детей. Можете спросить истинного NF (даже не психолога) о его мнении относительно "детскости" сказок Г.Х. Андерсена или братьев Гримм. Он ответит, что это "взрослые" произведения.
Так как работа NF должна давать сознание собственной значимости и быть необходимой для окружающих, ему часто бывает трудно сэкономить время и силы, отдаваемые работе. А после того как работа окончена, результат оказывается далеким от недостижимого совершенства. Тем не менее NF практически неспособны, да и не желают уменьшать взятые на себя обязательства. В результате они могут оказаться слишком зависимыми как от окружающих, так и от самих себя.
В стремлении к совершенству можно увидеть нечто общее между NF и NT. Различие здесь состоит в "предмете веры". "Духовный" Аполлон верит в непознаваемость истины, в недостижимость конечной цели, в божественное или любое иное провидение. Скептик Прометей верит (заметьте - именно верит! Здесь общее для N характеристики: NF, как и NT, в конечном итоге верят в существование истины, желательно, в конечной инстанции) в то, что разум способен познать истину, что существует прогресс и возможно движение вперед. В своем стремлении к достижимой, хоть и далекой цели Прометеи уже в который раз бросают вызов богам подобно Фаусту Гете, "Антихристианину" Ницше или тургеневскому Базарову, при этом рассчитывая получить ответ, ведь не плюют же в небо, предполагая, что там никого нет. А поэтому существует еще одно различие между Аполлоном и Прометеем: внешне зависимые от окружающих, ориентирующиеся в собственной деятельности на решение проблемы спасения ближнего своего, NF в конечном счете заботятся лишь о себе, пытаясь увидеть, словно в зеркале, в изменениях отношений с окружающими отражение своего собственного лица. Прометеи, презирающие даже богов (а уж обществу они бросали вызов со времен Диогена, днем с огнем разыскивавшего человека, и Сократа, заявлявшего: "Вы, греки, ничего не знаете; я же знаю, что ничего не знаю!"), внешне холодные и никоим образом не зависящие от окружающих, в глубинах бессознательного имеют веру в то, что искомый человек все же где-то существует. Ведь не для себя же Прометеи "двигают" прогресс и думают о будущем, забывая иногда пообедать.
Неспособность отказаться от сверхурочной работы также свойственна Аполлону, как и Прометею с Эпиметеем, - Аполлон напрягается, полируя "зеркала" - окружающих его людей, желая видеть собственное отражение не искаженным. Прометеи в печальном, но гордом одиночестве прокладывает для толпы дорогу в будущее. Эпиметей, не особенно заботясь о направлении движения, надежно укрепляет и охраняет торную дорогу, проложенную старшим братом, часто даже потеряв его из виду, забыв о том, что где-то впереди еще не вымощен путь, и обучая детей географии по картам, на которых дорога Прометея была всегда неизменной, а там, где прошли Эпиметеи, она носит уже их имя.
Несмотря на страстные творческие порывы, NF может быть легковесным в интеллектуальном плане, перескакивая от идеи к идее, и выглядеть дилетантом в области знаний по сравнению со "снобом" NT. NF стремятся познать жизнь во всем ее многообразии, но в отличие от SP, видящих смысл в действии как таковом, для NF важно значение каждого события. Аполлоны вносят некий романтизм в собственную жизнь и жизнь окружающих, будучи заинтересованными в наблюдении за особенностями поведения людей. Как и NT, NF ориентированы на будущее и то, что может произойти. Но, в отличие от Прометеев, рассуждающих об абстрактных возможностях и принципах, NF переносят эти принципы в область человеческих взаимоотношений. Им нравится пробуждать в людях добро, и NF часто говорят о "реализации потенциала", имея в виду свои и чужие задатки. К окружающим NF подходят с той же меркой, что и к себе: то, что имеется на данный момент, не может быть достаточным; NF никогда не согласится с тем, что единственно реально то, что можно увидеть прямо сейчас.
Для греков Аполлон олицетворял чистоту духа, преданную помощь окружающим, был носителем исцеляющих душу и тело музыки и пения. Он был пророком для людей и выразителем их надежд и упований перед богами. Низкое и неистовое начало пробуждалось в Аполлоне, лишь если кто-либо бросал вызов его величию. Временами он впадал в ярость при неудачных попытках научить людей жить в мире и счастье. В божественном Аполлоне одновременно существовали сознание предназначенности, культ индивидуальности, поиски смысла и беспредельная похоть, разбойничьи инстинкты, стремление использовать священный порыв жриц во вред психическому здоровью, и в конце концов - предательство собственного отца - Зевса. В нем уживались святой и буйный язычник, составлявшие неразрывную пару и определявшие сложность его натуры.
Для NF Аполлон является прототипом. Их стремления сконцентрированы не на вещах, но на людях. Их не интересуют абстракции - они ищут истинных взаимоотношений. Они не испытывают потребности действовать - им нужно взаимодействие. NF стремятся к самовыражению путем достижения целостного единства и уникальной индивидуальности; они знают, что это задача всей жизни - смысл в непрерывном поиске смысла и желанной Самости.
INFJ (Предсказатель)
Краткая характеристика: радость друзей - радость и для INFJ; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; врач, писатель, гармония человеческих взаимоотношений, психолог.
INFJ хорошо ориентируются в различных жизненных ситуациях, включая и самые сложные из них. Именно INFJ особенно прозорливы в оценке событий настоящего и прошлого. Им также свойственна незаурядная способность прогнозировать будущее.
Характерно, что INFJ способны настолько глубоко прочувствовать глубинные течения человеческой души, что часто замечают эмоции и настроения людей до того, как это замечает сам наблюдаемый человек. Такая проницательность INFJ часто смущает и даже отпугивает людей других типов. INFJ интуитивно распознают добро и зло в людях, хотя редко способны объяснить, каким образом они достигли такого понимания.
Последующие события часто подтверждают их выводы. INFJ обычно хорошо учатся и работают - скромно, без излишнего шума. Они серьезно относятся к своей работе и любят самообразование. При решении каких-либо проблем они часто прилагают даже больше усилий, чем этого требует задача. INFJ редко являются яркими лидерами, но их скрытое влияние ощущается во всех областях их деятельности.
Очень трудно проникнуть в чрезвычайно богатый духовный мир INFJ. Они не делятся секретами с теми, кому не полностью доверяют. INFJ легко ранимы из-за своей развитой способности углубляться в себя и изучать людей. Безмолвно поэтому они и обладают таким свойством, как скрытность. Даже люди, живущие с ними долгие годы, могут вдруг обнаружить совершенно незнакомое им свойство характера.
INFJ любят радовать окружающих. Они предпочитают соглашаться с людьми и считают любой конфликт неприемлемым и разрушительным. Раскрепощенное воображение часто приводит INFJ в область искусства: музыка, математические системы, поэзия, драматургия, беллетристика становятся делом жизни для 1NFJ. К слову сказать, INFJ - самые поэтичные люди. Так же, как ENTJ не может не быть лидером, нельзя представить INFJ, не обладающего интуицией. Это свойство распространяется на людей, события, вещи принимая формы предвидений, предсказаний, вплоть до слуховых и зрительных галлюцинаций.
INFJ часто выбирают свободные творческие профессии и предпочитают деятельность, связанную с взаимоотношениями один на один. Например, преуспевающий практик в медицине, психолог, психиатр может быть INFJ. INFJ может избрать перо орудием труда, и тогда его воображение сделает язык ярким и увлекательным, поэтичным и полным мистических картин, INFJ - мастера метафор, их устная и письменная речь отличается утонченностью, элегантностью и сложностью. Их яркие лингвистические способности используются как для описания людей, так и для общения с людьми. 1NFJ пишет всегда для какого-то конкретного лица, творчество для безликой, абстрактной аудитории лишает его вдохновения.
INFJ может быть выдающимся врачом, способным входить в душевное соприкосновение с больным исследовать пациента настолько глубоко, что это недоступно врачам других типов INFJ наиболее эмоционально ранимы по сравнению с представителями других типов. Врач INFJ скорее всего предпочтет специальность медицинского психолога или психиатра.
Что бы он ни выбрал, ему будет сопутствовать успех благодаря исключительной теплоте, энтузиазму, глубине концентрации, оригинальности, организаторским способностям.
Где бы они ни находились, INFI тонко чувствуют и соблюдают нормы общения с людьми. Они способны выполнять работу, требующую одиночества и концентрации, но так же успешно трудятся в контакте с другими людьми, стремясь при этом к установлению глубоких взаимоотношений.
INFJ хорошо ориентируются в общественных структурах, да и их собственные взаимоотношения с людьми обычно строятся довольно удачно. Они ценят гармоничный состав трудового коллектива и желают, чтобы деятельность организации протекала гладко и легко, прилагая к этому максимум усилий со своей стороны. Они часто бывают угнетены чрезмерной критичностью коллег; благодарно принимают похвалы и сами с успехом используют моральные стимулы. Если INFJ встречают недружелюбную, враждебную трудовую атмосферу или постоянную критику, они теряют покои, чувствуют себя несчастными, скованными и в конце концов просто заболевают.
INFJ обычно преданы супругу, но могут не всегда быть открытыми для физического сближения. Иногда они могут проявлять значительную половую активность, но предпочитают выбирать время для этого самостоятельно, в соответствии со своим настроением. Это может вызывать сложности если их супруг является экстравертированной личностью. Постоянные конфликты, явные или тайные, буквально разрушают психику INFJ. Родитель INFJ самоотверженно предан детям. Эта способность может вызвать чрезмерную зависимость матери от ребенка и наоборот, что может, в свою очередь, негативно отразиться на их здоровье. В то же время INFJ склонны по-настоящему дружить со своими детьми, что, однако, не исключает строгой дисциплины. Они обычно очень внимательны к комфортной обстановке в доме, а особенно к психическому комфорту и здоровой атмосфере во взаимоотношениях между родителями и детьми.
Пройти можете тут.
URL записи
P.S. Теперь мне бы это всё прочитать бы...
Нагло скопирую шапку. И хвост.
Тест Кейрси
В 1950 году Катрин Бриггс и Изабель Майерс разработали опросник для определения 16 различных психологических типов, которые в последствие стали классическими. Сегодня стандартом считаеся методика Кейрси (John Keirsey). Его опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет с высокой степенью точности определить один из четырех типов темперамента (SP - Дионисий, SJ - Эпитемей, NF - Аполлон и NT - Прометей), а также один из 16 психологических портретов (ESFP - Тамада, ISFP - Художник, ESTP - Антрепренер, ISTP - Мастер, ESFJ - Торговец, ISFJ - Хранитель традиций, ESТJ - Администратор, ISTJ - Опекун, ENFJ - Педагог, INFJ - Предсказатель, ENFP - Журналист, INFP - Романтик, ENTJ - Фельдмаршал, INTJ - Исследователь, ENTP - Изобретатель, INTP - Архитектор).
Помимо названия вашего психологического портрета вы получите показатели яркости и сигмы. Яркость - это степень выраженности каждой составляющей вашего психологического портрета. Вы наверняка обратили внимание на то, что психологический портрет задается четырьмя буквами. Им соответствуют четыре пары качеств:
Экстраверты (Е) и интроверты (I)
Доверяющие опыту (S) и доверяющие интуиции (N)
Логичные люди (Т) и люди, "думающие сердцем" (F)
Перспективно планирующие (J) и импульсивные (Р)
Показатель яркости говорит о выраженности того или иного качества в каждой паре. Значение яркости от 1 до 3 свидетельствует о низком уровне проявления данного качества. Яркость 4-8 - средний уровень. Яркость 9-10 - очень высокая степень проявления качества. На практике вы убедитесь, что чем выше яркость качеств вашего психологического типа, тем точнее будет описание вашего типа.
Сумма яркостей четырех пар качеств называется сигмой, которая изменяется от 0 до 40. Принято считать, что люди с сигмой от 0 до 19 обладают слабо выраженным психологическим типом. Сигма от 20 до 40 свидетельствует о высоком уровне соответствия своему психологическому портрету.
Ваш тип: ESFJ
От нечего делать прошла ещё раз. Получилось:
Ваш тип: INFJ
Пройти можете тут.
URL записи
P.S. Теперь мне бы это всё прочитать бы...
В 1950 году Катрин Бриггс и Изабель Майерс разработали опросник для определения 16 различных психологических типов, которые в последствие стали классическими. Сегодня стандартом считаеся методика Кейрси (John Keirsey). Его опросник насчитывает 70 вопросов и позволяет с высокой степенью точности определить один из четырех типов темперамента (SP - Дионисий, SJ - Эпитемей, NF - Аполлон и NT - Прометей), а также один из 16 психологических портретов (ESFP - Тамада, ISFP - Художник, ESTP - Антрепренер, ISTP - Мастер, ESFJ - Торговец, ISFJ - Хранитель традиций, ESТJ - Администратор, ISTJ - Опекун, ENFJ - Педагог, INFJ - Предсказатель, ENFP - Журналист, INFP - Романтик, ENTJ - Фельдмаршал, INTJ - Исследователь, ENTP - Изобретатель, INTP - Архитектор).
Помимо названия вашего психологического портрета вы получите показатели яркости и сигмы. Яркость - это степень выраженности каждой составляющей вашего психологического портрета. Вы наверняка обратили внимание на то, что психологический портрет задается четырьмя буквами. Им соответствуют четыре пары качеств:
Экстраверты (Е) и интроверты (I)
Доверяющие опыту (S) и доверяющие интуиции (N)
Логичные люди (Т) и люди, "думающие сердцем" (F)
Перспективно планирующие (J) и импульсивные (Р)
Показатель яркости говорит о выраженности того или иного качества в каждой паре. Значение яркости от 1 до 3 свидетельствует о низком уровне проявления данного качества. Яркость 4-8 - средний уровень. Яркость 9-10 - очень высокая степень проявления качества. На практике вы убедитесь, что чем выше яркость качеств вашего психологического типа, тем точнее будет описание вашего типа.
Сумма яркостей четырех пар качеств называется сигмой, которая изменяется от 0 до 40. Принято считать, что люди с сигмой от 0 до 19 обладают слабо выраженным психологическим типом. Сигма от 20 до 40 свидетельствует о высоком уровне соответствия своему психологическому портрету.
Ваш тип: ESFJ
От нечего делать прошла ещё раз. Получилось:
Ваш тип: INFJ
Пройти можете тут.
URL записи
P.S. Теперь мне бы это всё прочитать бы...