понедельник, 21 октября 2013
Привожу целиком запись, чтобы понимать, откуда взялся этот пост.
21.10.2013 в 04:07
Пишет
debugger:
Верую, следовательно, веруюУ меня в подъезде живёт священник.
читать дальшеЯ не могу назвать себя верующим, а тем более религиозным человеком. Но с ним почему-то начал здороваться с самого начала; впрочем, я там со всеми здороваюсь. К благообразно выглядящим батюшкам я почему-то испытываю невольные уважение и приязнь.
Несколько недель назад соседа-батюшку привезли на шикарном джипе в дупель пьяного; что называется, до положения риз. Забавно, странно и стыдно было смотреть, как его под руки деловито вели домой двое импозантных мужчин, а он вёл себя как фельдкурат Кац из «Швейка».
Мне нравится, как называли монахов в Италии: фра («брат»).
Мне нравятся философские фрагменты в дзен-буддизме.
Мне нравится изначальная сущность христианства; мне нравятся многие суры Корана. Нравится культ семьи у современных мормонов.
Мне нравятся Метеоры (храмовый комплекс в Греции; на фото).

Мне не нравится, что посреди университетского городка в Саратове построили православный храм. Особенно не нравится то, что православный храм строить наняли явно неправославных рабочих (я не вижу ничего плохого в наёмном труде или в других верах, но храм религии смирения надлежит строить её адептам).
Мне не нравится фанатизм и исподволь навязываемое требование быть религиозным в светском государстве.
Мне не нравится грубость и бескомпромиссность двух из трёх священников, с кем мне доводилось общаться лично.
Я никого ни к чему не призываю. Этим постом в том числе. Ни отказываться от веры, ни принимать другие веры, например, срочно начинать верить в летающих монстров или в летающие тарелки.
Меня всегда интересовали религии мира как один из аспектов культуры и истории.
Я могу понять, как можно верить в бога как в свехъестественную или водящую силу (неважно, как его называть: иррационального, необъяснённого и даже трансцендентного в мире много, и с этим приходится мириться — или изучать); могу понять и тех, кто в этом видит утешение, радость, очищение, обновление; могу понять и тех, кто находит в вере и посещении храмов избавление от ответственности. Духовники — очень полезная и трудная профессия, без всякой иронии: если духовник относится к своему труду с полной отдачей, ему приходится принимать на себя очень много того, что тяжело носить.
Я не могу понять, почему нужно безоговорочно и целиком почитать священные книги, самой младшей из которых около полутора тысяч лет (я говорю только о мировых религиях), а одна из старейших начала писаться не менее чем 3200 лет назад и, как следствие, содержит в себе массу противоречий. Они, несомненно, крайне ценны как культурное наследие; но почему только к началу XXI века служителями стали допускаться избранные и незначительные компромиссы между научным и религиозным мировоззрениями? Почему вера не может быть разумной, а не слепой?
Я не могу понять, почему, чтобы обратиться к богу, нужно собираться толпой.
Печально смотреть на накопленные веками противоречия и не несущие никакого смысла обряды.
Если раньше всё это было как-то в стороне от меня, то окончательно от обрядовой стороны меня отвратили несколько вещей. Например, что можно ходить ставить в церкви свечки и держать дома иконы, но при этом не уметь прощать, слишком любить деньги и уметь делать подлые вещи. Внешняя сторона религии заслоняет то, чему религия, собственно, должна была бы служить. Но уже давно не служит. URL записиПока меня на аркане пытались приобщить к религии (были тут и церковные любители, и свидетели Иеговы, баптисты мимо пробегали (у этих даже хорошо, без насилия), кришнаиты [о эти странные люди, почему у нас кроме Кришны никого из индийских богов не почитают?], говорят, у нас мормоны завелись, так что ожидаю и их) или к культу детей, я брыкалась, возмущалась и всячески плевалась ядом. Потом перестала так резко реагировать. Однако, эта запись показывает, что мне ещё есть, над чем работать.
читать дальшеНедавно как-то умудрилась поговорить с мамой, каким это таким макаром её вообще занесло в религию (я бы не поверила лет 10 назад, если бы мне сказали, что она будет ходить в церковь). То, что она сказала, до сих пор не укладывается в моей голове. С одной стороны служителям она всё ещё не верит, не верит тому, что они говорят. С другой стороны говорила о невероятном приливе энергии после службы, о том как ездила на святые исторники, в Свияжск. Это что какой-то эфект плацебо, самообман, психологические игры в её голове? Да, я обожаю церковную архитекруту (минареты, индийские храмы, наши храмы без гвоздя, готические католические храмы вроде храма св. Вита, фото внешнего вида, всё ещё умудрилась не загрузить, но вот витраж и статуя из него:читать дальше
Stained glass 1 by ~elfische on deviantART
Statue by ~elfische on deviantART), обожаю церковное пение (наше, ортодоксальное). Но это никак не вселяет в эти стены бога или Бога или как хотите. Я восхищаюсь идеями архитекторов, умением строителей, плачу из-за переполняющих эмоций от красоты голосов, но это вовсе не благоговение перед неким сводом правил. А, к сожалению, для многих эти лишь свод правил, а понятие "полюби ближнего своего" лишь некий термин и указание к действиям по подношению подарков, удушению заботой и прочему подобному. И им не дано понять, что речь-то идёт о принятии (для начала) этого самого ближнего. А вот с последним хорошо справляются психологи, проверено лично. Ну и при чём тут религия?
Дальше. Иов уже как-то поднимал вопрос о том, почему человек в одежде служителя церкви (не буду более точно подбирать слово, всё равно запутаюсь, кто и что носит) не такой, как все. Почему он не может то, то и то. Пожалуй, только сейчас я могу более или менее приблизиться к формулировке своего мнения. Да, служитель тоже человек, он имеет право (не знаю, о каких правах в контексте религии вообще может идти речь, но тем не менее), бояться, сомневаться, испытывать весь спектр человеческих эмоций и чувств. Но, как мне кажется, в поведении всё же появляются некоторые ограничения. Пьяный священник (как выше) это снаружи (для непосвящённых людей) так же ненормально, как смолящий сигарету за сигаретой врач, нарушающий общественный порядок миллиционер. И если последние два явления для нас уже привычны, то церковные служители пока ещё не сдают своих позиций, наверно, по совокупности причин. И две из них, мне кажется, основные. Для тех, для кого церковь -- спасение, возможность разделить ответственность, священнослужитель -- проводник спасения или лицо, через которое ответственность "утекает". В первом случае потерявший лицо работник церкви (на работе сложно подбиратся синонимы, простите) по сути резкое отлучение от спасения. Во втором же случае становится понятно, что разделить отвественность "положительным" путём нельзя, значит, "раз ему можно, то и мне тоже" (это как раз относится к замечанию о "своде правил" в виде религии, вернее наоборот). А вторая причина...
Возможно, я сейчас приведу грубое сравнение, но мне оно кажется максимально близким. Дети учатся у своих родителей, сначала без понимания, просто калькируя их. Кроме того, зачастую дети очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослых, даже если родители поругались не на его глазах. И вот тут происходит абсолютно тоже самое, плюс добавляются социальные условности и противоречия возникающие в голове наблюдающего.
А что касается слепой веры. Ещё недавно, я была другого мнения, что вера должна быть разумной. И только сейчас до меня дошло, что вера она на то и вера, что не требует никакой рационализации. К тому же ещё недавно я бы сказала, что неверующая. Однако нет. Я верю в нечто, что сильнее разума (то, что понять невозможно, как и понять до конца, как оно на нас влияет). А ещё не так давно верю в себя (не в смысле самооценки, это нечто другое) и рада, что наконец-то добрела до этого, лишь бы не забывать.
@темы:
размышлизмы
спасибо! Рад, что пост не оставил равнодушным.